Top.Mail.Ru
Новоселов Василий Тимофеевич - ЦБС Шарангского округа
29.02.2024 15:34

Новоселов Василий Тимофеевич

Поэтичность живописных образов на полотнах нашего земляка Василия Тимофеевича Новоселова, умение как бы изнутри осветить лицо и особенно взгляд изображаемого человека, его ни с кем несравнимая тонкость в выборе каждого мазка кисти – все эти и многие другие особенности индивидуальной живописной манеры художника не раз вызывали восторженные отклики односельчан, поклонников его таланта.

Учителя из Роженцовской церковно-приходской школы заметили в маленьком Васе увлечение рисованием. И спрашивали: «Ты хочешь стать художником?» Вася смущался и молчал, а учителя продолжали: «Смотри, Вася, какая красота вокруг тебя! Твой удел – запечатлеть все это – эту красоту природы, красивых людей, красивые дома и храмы. И пусть на твоей палитре краски будут светлые, солнечные. Прекрасен удел художника, создающего радостные картины. Каждый, самый маленький и незаметный человечек, вглядываясь в них, станет лучше, чище, счастливее, благороднее».

Теперь Вася знал: его будущая картина будет прежде всего близкой людям, будет красивой и залитой солнцем. Но, чтобы стать настоящим художником, нужно было учиться. Где? Далеко в Петербурге. А как туда доехать? Нужны деньги, нужен надежный товарищ. А где их взять? Вот сколько проблем у парня возникло!

Васины родители – Тимофей Кузьмич и Софья Наумовна – были умные люди. Отец долго служил в царской армии, кавалер Георгиевского креста. Родители посоветовали сыну ехать в дальнюю дорогу с соседом-одногодком – Пашей Усковым.

Петербург – чиновничий, аристократический город – принял деревенских парней неприветливо.

В большом мрачном здании Академии художеств, шли приемные экзамены. Но чтобы идти на них, сначала надо было пройти медицинский осмотр. Врачи очень внимательно проверили зрение, восприятие цвета разных красок. Василий оказался пригодным к учебе, а вот Павлу не повезло – в приеме отказали.

Начались занятия. Василий жил на скромную стипендию, подрабатывал на погрузке и разгрузке различных грузов на железнодорожной станции. У отца денег не просил: дома остались младшие два брата и пять сестер. Жили бедно.

Учеба окончена, Василия неудержимо потянуло в милые и дорогие сердцу места, что на Шклее-реке. И он приехал.

Жил в Малых Килемарах сначала у сестры Марии, а потом у младшего брата Степана. Позднее он выстроил себе в огороде мастерскую – просторную, с большим трехстворчатым, обращенным на юг, окном. Здесь Василий жил и работал. Кровать у него была откидная, на день она пристегивалась к стене, и для работы места получалось больше.

Из месяца в месяц, из года в год неустанно трудился он в своей мастерской, создавая в основном портреты живых и погибших на войне односельчан и людей из соседних деревень – часто бесплатно, без вознаграждения. Помогал бедным. Выполнял заказы правления колхоза «Вперед» и других хозяйств, организаций нашего района.

Василий Тимофеевич не курил, не пил, не женился, жил в тени одинокой, размеренной, творческой жизнью, повторяя: «Художник, пока он работает, должен быть аскетом, но влюбленным аскетом, влюбленным в свою работу и ни на что другое своих чувств не тратить».

Ежедневно по два-три часа в день занимался физическим трудом. Во время дождя что-то выпиливал, строгал, вытачивал. В солнечные дни ходил в лес за грибами, ягодами. Иной раз художник в мучительных поисках совершенства переписывал и переделывал много раз лица, позы тех людей, что рисовал. Сам Василий Тимофеевич говорил: «Нет лучшего способа совершенствовать свое мастерство, чем снимать копии с лучших образцов живописи, рисунка…». Когда еще учился в Академии, он ходил в Эрмитаж копировать лучшие полотна или зарисовывал особенно приглянувшиеся старинные храмы.

В его работах чувствовались меткость, глубина суждений, оригинальный художественный вкус, много поэзии, правды, искренности.

Василий Тимофеевич перепробовал все виды живописи: историческую, пейзаж, натюрморт и др.  И пришел к заключению, что его талант всего ближе к портрету.

Часто он писал и пейзажи. Его захватила значительная и любимая красота дремучих килемарских лесов, зеленых берегов тихоструйной реки Шклеи, легендарная тропа воинов Ивана Грозного: распаковывал краски, ставил мольберт, брал кисть… и рисовал.

В 50-е годы одна картина В.Т.Новоселова «Родная природа» экспонировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

Родился Василий Тимофеевич в д. Килемары 13 марта 1881 года в день преподобного Василия исповедника (Василий – капельник), а умер 13 января 1962 года, накануне старого Нового года (Васильев вечер). Художник сам выбрал себе место для могилы на просторном красногорском кладбище, рядом с могилой брата Александра.

«Художник с нами, пока живо хоть одно его творение». Картины Василия Тимофеевича экспонировались в краеведческом музее – портреты слепца и неизвестной крестьянской девушки – килемарки, «Окраина дворика» (дворик брата Степана – стог сена, несколько человек). Повышенный интерес посетителей вызывали портрет Сталина на большом листе железа и портрет племянницы Зои Смирновой.

Картины В.Т.Новоселова хранятся и в частных коллекциях селян.

Литература:

Осокин П. Художник-живописец Новоселов [Текст] // У чистых рек среди лесов зеленых. – Н.Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997.- С.199-201.

Воспоминания Киселева С.П.