Top.Mail.Ru
Кузьминых Михаил Леонтьевич - ЦБС Шарангского округа
29.02.2024 16:18

Кузьминых Михаил Леонтьевич

Участник северных конвоев

об участнике каравана PQ-17

«Конвои – это северная сага о героизме, отваге и стойкости».

И. Майский.
Посол СССР в Великобритании во время Великой Отечественной войны.

Михаил Леонтьевич Кузьминых родился в деревне Посташ 17 ноября 1922 года. В 1940 году его призвали на службу в армию.

Попал он служить в учебную часть на Соловецкие острова. На Соловках располагалась база учебного отряда Северного флота. Находилась она в стенах монастыря и состояла из 5 рот. Здесь готовили пулемётчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов. Кстати, с 1942 года на базе учебного отряда была организована Соловецкая школа юнг. Всем в те времена было понятно: готовили там «смертников». Слишком низкой была вероятность выжить мальчишкам, отправлявшимся на военные корабли. 14 летний будущий писатель В. Пикуль тоже прошёл эту суровую школу юнг, но ему повезло: он остался жив.

После окончания учёбы Михаила Леонтьевича отправили служить на Северный флот в город Мурманск.

Шла Великая Отечественная война. Михаилу Леонтьевичу пришлось участвовать в боевых походах на транспортных судах в северных морях.

Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и США в северные порты СССР – Архангельск и Мурманск.

«Аргумент в неоконченном споре –

Злой сирены пронзительный вой.

Для похода в студеное море

Корабли собирает конвой.

Им волна раскрывает объятия,

Им поют, провожая, гудки.

Это ваши друзья или братья, –

Помолитесь за них, моряки.»

А. Городничий.

По воспоминаниям Михаила Леонтьевича, время похода от Мурманска до США занимало около месяца. 17 раз пришлось побывать ему в США, 2 раза – в Великобритании (г. Гулль).

Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев. В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Ввозились не только военная техника и боеприпасы, но и промышленное оборудование, сырье. Так, оборонные отрасли до 1942 года работали только на американских поставках. Особую роль сыграли продовольственные поставки для нашей армии. «Какой длинный и страшный путь проделала через океан простая банка свиной тушенки, пока ее где-нибудь в окопах под Курском не вскрыл штыком наш героический солдат!»

А еще союзные конвои доставляли письма поддержки для советского народа и книги. По всей Америке собиралась литература, чтобы морально поддержать русских. На каждую книгу наклеивалась надпись «Героическим людям Советского Союза», а также подписывались имена людей или название организации, подарившей книгу. Сейчас эти книги хранятся в Мурманской областной библиотеке.

Немцы то ли «проглядели» первые конвои, то ли их силы были направлены на другие объекты, но до декабря 1941 года потерь в конвоях не было.

Каждый выход в море был делом нелегким. Наступившая зима 1941 года была очень суровой. Тяжелый лед сковал Белое море и Двину. Даже ледоколы не могли обеспечить безопасность проводки кораблей. Каково было морякам находиться на вмерзшем в лед корабле! Сверху – немецкие бомбардировщики, стремящиеся разбомбить и потопить транспортный караван. Внизу, в глубине, немецкие подводные лодки. Моряки вслушивались в тишину в надежде, что на этот раз все обойдется. И только холод, и только лед, и только вода…

Михаил Леонтьевич был командиром зенитного орудия на судне. Не раз ему приходилось отражать атаки фашистских летчиков. В одном из походов расчет под командованием Михаила Леонтьевича сбил 2 неприятельских самолета. Из 50 кораблей осталось тогда лишь 7. В этом бою Михаил Леонтьевич был тяжело контужен и его взрывной волной сбросило за борт корабля в море. Пробыл он в воде долгое время.

Но Михаилу Леонтьевичу повезло – он остался жив: подобрали его союзники – американцы на свой корабль.

Много погибло в том бою его боевых товарищей, многие шагнули прямо с корабля в бездну. И чаще всего погибал человек в море самой худшей из всех смертей, которая зовется безвестной. У этой смерти нет даже могилы. Нет в местах их гибели ни памятных знаков, ни звезд, ни крестов… По ночам в Атлантике жутко становилось иногда человеку. Разбухшие трупы с погибших кораблей, обвязанные пробковыми поясами, спасательными кругами, плыли и не тонули. Их было очень много. Сердце человека, оказавшегося в ледяной полярной воде, от шока останавливалось в течение нескольких минут.

О боевых походах транспортных судов, о беспримерном подвиге моряков Северного флота можно прочитать в романе Валентина Пикуля «Реквием каравану PG-17», посвященного трагедии одного из арктических конвоев союзников в годы Второй мировой войны.

Обеспечение поставок по ленд-лизу проходило и другим маршрутом – через Тихий океан из США во Владивосток, а далее – по Транссибирской железной дороге в европейскую часть СССР. Эти события остаются в значительной мере неизвестными до сих пор. После госпиталя Михаил Леонтьевич ходил на транспортном судне от Владивостока до портов США. В одном из иностранных портов и застала его весть о разгроме фашистской Германии

За храбрость, умелые действия при отражении вражеских самолетов Михаил Леонтьевич Кузьминых был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны и другими боевыми наградами.

После демобилизации Михаил Леонтьевич вернулся в родные края, жил в д. Малые Килемары, работал трактористом.

Ф. Н. Царегородцева, заведующая Поздеевской б/СИЦ

(Материалы II районных краеведческих Шаранга – Опольевских чтений,
10 декабря 2015 г.)