Top.Mail.Ru
Памятка потребителей услуг образования - ЦБС Шарангского округа
29.02.2024 14:14

Памятка потребителей услуг образования

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на получение на конкурсной основе высшего образования.

Законодательство предусматривает дополнительное образование, включающее в себя дополнительные образовательные программы и услуги. Однако платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательных услуг, финансируемых за счёт средств бюджета.

Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных стандартов (ст. 46 Закона РФ «Об образовании).

Потребитель– организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично.

Исполнитель– государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу.

Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами.

Какие сведения должны быть отражены в договоре об оказании платных образовательных услуг?

Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

·наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации – исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

· фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

· сроки оказания образовательных услуг;

· уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

·другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

·должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой – у потребителя.

 С 01.09.2013г действуют новые Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. № 706 (далее – Правила). Согласно требованиям Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), п.п. 9,10,11 Правил,   информация о  платной образовательной услуге и его Исполнителе    должна размещаться не только  в месте фактического осуществления образовательной деятельности (либо  в  месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность), но и  на официальном сайте образовательной организации в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Объем информации, размещаемый на официальном сайте образовательной организации,  установлен ст. 29 Федерального закона, в соответствии с которой, среди прочих сведений, Исполнитель обязан довести до сведения заказчика информацию о федеральных государственных образовательных стандартах, стаже работы персонального состава педагогических работников, мерах социальной поддержки, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе и др.

 В  силу требований п. 15 Правил, сведения, указанные в договоре на оказание платной образовательной услуги (который заключается в простой письменной форме и содержит информацию, предусмотренную п. 12 Правил) должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на дату заключения договора.

Информация об исполнителе должна содержать следующие сведения:

1.Наименование и место нахождения исполнителя, а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием срока действия и органа их выдавшего;

2.Направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

3. Перечень образовательных услуг оказываемых за основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя их стоимость и порядок оплаты;

4. Форма документа, выдаваемого по окончании обучения;

5. Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг;

6. Порядок приема и требования к поступающим.

Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.

На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

Какие встречаются условия, ущемляющие права потребителей, включаемые исполнителем услуг при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг?

При анализе договора, заключённого с образовательным учреждением, необходимо учесть, что к условиям, противоречащим законодательству относятся:

· Односторонний порядок расторжения договора в случаях неоплаты, просрочки оплаты, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (противоречит ст. 310 ГК РФ в части вопросов оплаты услуг за обучение);

· Ограничение права потребителей на отказ от исполнения от договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин (противоречит п.1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г.);

· Условия о не возврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о их возврате со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя, а также установление штрафа за такой отказ (противоречит ст. 782 ГК РФ).   

При одностороннем отказе потребителя от оказываемых услуг, в случае досрочного расторжения договора, потребитель возмещает часть цены пропорционально части оказанных услуг. Возмещаемая или удерживаемая образовательным учреждением сумма должна быть обоснованна сметой расходов;

Установление штрафа за односторонний отказ потребителя от услуги незаконно, т.к. потребителю гарантировано право на односторонний отказ от договора, который не рассматривается как нарушение условий договора и неисполнение обязанностей по договору;

· Условие о внесение отдельной платы за пересдачу экзаменов, контрольных работ и зачётов. 

· Установление в договорах, помимо оплаты за обучение «безвозмездных единовременных сумм» на содержание образовательного учреждения, выплат на ремонт зданий, закупку мебели и т.п. (противоречит п.8 ст. 41 Закона РФ «Об образовании»);

· Установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения (противоречит ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

· В договоре либо отсутствует, либо указан не верно срок рассмотрения требований потребителей, который установлен ст.ст. 31,32 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Права потребителей при обнаружении недостатка платных образовательных услуг

 В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением Правительства РФ 15.08.2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток (неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки) оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Как правильно действовать потребителю в случае некачественного оказания образовательных услуг?

Претензии к качеству образовательных услуг предъявляются к образовательному учреждению в письменной форме. Претензия составляется в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями и вручается  под роспись исполнителю, либо направляется  письмом (желательно заказным с уведомлением).

В случае не удовлетворения требования,  потребитель может обратиться в суд.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

· нахождения организации, а если ответчиком является ИП, – его жительства;

· жительства или пребывания истца;

· заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения её филиала или представительства.

Куда потребители могут обратиться за защитой своих прав?

В соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей” потребители имеют право обратиться для защиты своих прав:

1.  В судебные органы.

2. В федеральные и территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять соответствующий государственный контроль и надзор.

3.  Органы местного самоуправления.

4. Общественные объединения и организации (ассоциации, союзы) потребителей.